Новые горизонты торговли с автолавок и фудтраков

Осенью 2018 года правительство России одобрило проект федерального закона о регулировании торговли с нестационарных и мобильных объектов, к которым относятся автолавки, фудтраки и т. п. До этого времени в стране не было единых правил торговли «с колес». Каждый субъект или муниципалитет устанавливал свои требования к такой деятельности.
Торговля с фудтраков и автолавок имеет особую значимость для регионов. Зачастую в отдаленных районах, где нет стационарной торговли, где магазины нерентабельны, автолавка – единственный способ доставки хлеба и других продуктов и товаров первой необходимости до потребителя.
Например, Башкортостан в текущем году закупил 10 автолавок и передал их в муниципальную собственность. В свою очередь, муниципалитеты распределили между предпринимателями права аренды автолавок на конкурсной основе.
В некоторых населенных пунктах Сахалина совсем нет торговых объектов, зато есть целых две программы поддержки «мобильной» торговли. Региональное правительство приобрело свыше десятка автолавок и передало их в пользование сельхозпроизводителям на условии, что они будут реализовывать продукцию, в том числе и на удаленных территориях. Параллельно регион запустил лизинговую программу, позволяющую приобретать средства торговли «с колес» на льготных условиях.
Таким образом, Сахалин увеличил число автолавок на 60 %. Сейчас торговля, в том числе хлебобулочными, кондитерскими изделиями, ведется с колес 105 машин.
А вот города-миллионники, по мнению представителей власти, не считают автолавки значимыми объектами.
- Для нас в Петербурге автолавки - это некоторая ненормальность, нетипичные торговые объекты, - говорил председатель комиссии городского Законодательного собрания по промышленности, экономике и предпринимательству Алексей Макаров. - Они пришли к нам из отдалённых населённых пунктов, где торговля так и осуществлялась: приезжала автолавка и обеспечивала население товарами. Но для города-миллионника – это странно.
Сегодня в Петербурге под автолавки определено 139 мест, все они пока заняты, рассказал Алексей Литвенюк, начальник отдела торговли и общепита КРППР. «Однако схема обновляется ежеквартально, согласно полученным заявкам от предпринимателей», — добавил он. При этом по закону автолавки не могут находиться ни на тротуаре, ни на проезжей части.
В комитете по имущественным отношениям Петербурга полагают, что раз автолавки есть, значит, это кому-нибудь нужно. В текущем году комитет имущественных отношений Петербурга начал проведение аукционов на участки для размещения автолавок. Их смогут занять производители хлеба и других продуктов.
Торги идут на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» в онлайн-режиме. Чтобы принять участие, нужно зарегистрироваться на площадке, подать заявку на участие с нужными документами и оплатить задаток в сумме начальной цены аукциона. Рассчитывают плату по обычному методу определения арендной платы за земельные участки.
Ранее места под автолавки предоставлялись без проведения торгов. Договор заключался с предпринимателем, который первый подал заявку. Однако сами представители бизнеса высказались против такой практики. Они объяснили это тем, что сейчас слишком много желающих получить место, а заключение договора с первым, кто подал заявку, не соответствует развитию конкуренции.
Например, старейшая сеть автолавок с выпечкой «Месье Патиссье», работавшая с 1998 года в Северо-Западном регионе, приостановила работу из-за отказа в продлении договора на размещение магазинов на колесах комитетом имущественных отношений Петербурга.
Владелец компании «Месье Патиссье» Юрий Хононов уточнил, что отсутствие автолавок на улицах Петербурга не означает смерть его бизнеса: помимо передвижных торговых точек в сети по-прежнему действует шесть стационарных мини-пекарен и кафе, а также собственное производство выпечки. Ранее в городе работали 19 автолавок «Месье Патиссье». Выручка предприятий, по данным базы СПАРК, в 2017 году составила 2,1 млн рублей, а в 2016 году достигала 35,9 млн рублей.
В публикации газеты «Деловой Петербург» Александр Герман, заместитель председателя КИО Петербурга рассказал, как будет развиваться ситуация с передвижной торговлей после принятия закона. Эксперт уверен, что Москва, Петербург и другие крупные российские города будут работать по этому закону с некоторыми оговорками. «Москва против этого закона», — отмечает Александр Герман.
Одобренный проект федерального закона о регулировании торговли с нестационарных и мобильных объектов, к которым относятся автолавки, определяет общие принципы и правила регулирования нестационарной торговли. В законопроекте предлагается установить минимальный срок действия договора на размещение торгового объекта не менее пяти лет. С принятием документа будет работать правило «меняется место — сохраняется бизнес». То есть владельцам автолавок будут гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд. Проще говоря, если с местными властями был заключен договор о предоставлении площадки для размещения автолавки/фудтрака, то до истечения срока договора город должен предоставить такое место.
Получить разрешение на торговлю сможет любой заявитель, у которого техническое состояние и оснащение автолавки/фудтрака соответствуют требованиям. В выборе мест нестационарной торговли будут принимать участие местные жители.
Для того чтобы открыть свою автолавку, нужно будет получить свидетельство от уполномоченного федерального госоргана. Более подробные правила получения и требования будут составлены позже. Органы местного самоуправления также смогут конкретизировать условия, требования и ограничения к организации развозной торговли, но они не должны противоречить будущему закону.
Документ подготовлен по инициативе Минпромторга России. Глава ведомства Денис Мантуров отметил, что после его принятия малый и средний бизнес за короткий срок вложит в торговлю дополнительно 220 млрд рублей. Кроме того, легализация торговли с автолавок/фудтраков позволит по всей стране создать 250 000 новых рабочих мест.
Законопроект рассмотрят на заседании федерального правительства, затем его направят в Госдуму.
Никаких требований к внешнему оформлению автолавок министерство не предъявляет, оставляя решение этого вопроса в компетенции муниципальных властей. Кроме этого, местные власти будут определять зону парковки и ночной стоянки фудтраков и автолавок, а также составлять схемы маршрутов, по которым они будут курсировать.
Разработчики объясняют, что смысл законопроекта заключается в том, чтобы гарантировать малому бизнесу право торговать в мобильном формате. При этом местные власти смогут устанавливать рамочные требования к внешнему виду павильонов, но они не должны будут меняться на время действия договора, то есть минимум пять лет.
По расчетам авторов законопроекта, его принятие приведет к тому, что на дороги городов и сел РФ выйдут не менее 50 тысяч автолавок и фудтраков.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ АВТОЛАВОК И ФУДТРАКОВ
Существуют две версии происхождения автолавок и фудтраков (с англ. «перевозка еды»). Сторонники первой утверждают, что на современные фудтраки повлияли две культурные традиции прошлого США: вагончики «чак» и уличные торговые тележки. Первые были разработаны специально для приготовления пищи, с отдельными зонами для хранения посуды, ее мытья и приготовления пищи. Они сопровождали ковбоев в поездках по Дикому Западу. Эта возможность сразу готовить и подавать еду делают вагончики «чак» прямым предком современных фудтраков. Идея их создания принадлежит американцу Чарльзу Гуднайту. В уличных торговых тележках нельзя было готовить и даже подогревать еду – они были предназначены для продажи простых ланчей из мясных пирогов, фруктов и сэндвичей рабочим в крупных городах, вроде Нью-Йорка и Чикаго. Такое назначение тесно роднит их с современными фудтраками. Вторая версия связывает фудтраки с ланч-вагончиками из далеких 1880-х годов, авторство которых принадлежит Томасу Баркли из Вустера, Массачусетс. Именно он начал создавать вагончики для продажи ланча. Сначала моделей было две – Owl и White House Cafe. Потом появился еще Tile Wagon. Все вагончики были красиво украшены и обставлены, что привлекало к ним все больше покупателей. Позже колеса с них сняли, и они превратились в неподвижные вагончики с едой.
Текст: Анна Кривицкая